1421025652_salma-hayek-zoom

Мы встретились с женщиной, которой все удалось в жизни. Сальма Хайек-Пино — счастливая мать, актриса и режиссер, общественная активистка и жена Франсуа-Анри Пино… Она позирует для нашего фотографа и доверительно беседует

В последний раз мы с Вами говорили о подводных погружениях. Вы продолжаете нырять?

О, да! Я уже несколько десятков лет ныряю, боюсь даже сказать сколько. Этому меня научил отец. Мне нужно за собой следить, ведь иногда глубина зовет, притягивает, я испытываю мощное, непреодолимое влечение к ней. Нужно быть внимательной, так как мне уже приходилось после погружений бывать в декомпрессионной камере. Но я продолжаю нырять. В последний раз это было в Мексике, в Карейсе. Погружение — это иная жизнь: не просто подводная, а совершенно иная, чем та, которую я веду на суше. Под водой я осознаю, переосмысливаю себя, погружаюсь в новое состояние, в котором нет стресса и беспокойства, к сожалению, свойственных мне по натуре. В этом состоянии я не думаю о том, чего не сделала и что хотела сделать, о людях, которым я, возможно, принесла зло, сама того не зная… У нас у всех такое бывает, разве нет? Под водой я не ощущаю влияния вещей, которые обычно давят на нас. Там все легко: никакой грусти и гордости. Все очищается… Все по-другому. Все красивое и яркое.

И возвращаться на поверхность не хочется…

Странно, что Вы об этом сказали… В обычной жизни я страдаю клаустрофобией, а как только делаю вдох через редукционный клапан акваланга, начинаю ощущать себя просто прекрасно.

Вы готовитесь и к другому погружению — в очень сильное литературное произведение Джебрана Халиля Джебрана «Пророк», культовую книгу, несущую высокие духовные истины. Во всем мире было продано сто миллионов экземпляров этого творения. Вы выступили продюсером в создании очень красивого мультфильма по его мотивам, который был представлен на Каннском кинофестивале. Чем Вас привлекло это произведение?

Когда я была маленькой, эта книга всегда лежала на столике у кровати моего дедушки в Бейруте. Я никогда не забуду лица пророка на обложке, нарисованного самим Джебраном. Я была очень близка с дедушкой, и когда сама читала это произведение спустя годы, у меня было такое чувство, будто через книгу со мной разговаривает мой дедушка. Этот фильм — мое второе дитя, дань уважения моей восточной половине. Хотя я и родилась в Мексике, я наполовину испанка, а наполовину ливанка (отец актрисы ливанец — прим. переводчика). Я хотела снять фильм, в котором бы дети разного возраста могли открыть для себя эту поэзию и почерпнуть высокие жизненные истины. Необычайная вибрация слов, особый ритм стихов воздействуют на окружающий мир, на наше существо и жизнь. Это похоже на то, словно Вы опускаете руку в воду и водите ею: она движется будто в воздухе, но ощущения, эмоции при этом совершенно иные. Я хотела, чтобы удивительная поэзия Джебрана Халиля Джебрана проявилась на экране в форме визуальной поэзии, словно слова автора нарисовали. Поэтому я пригласила самых известных мультипликаторов. Думаю, фильм вышел в самый подходящий момент, ведь в нем рассказывается о свободе мысли и слова.

Гам есть сцена, в которой беременная женщина превращается в гибкий лук…

Да, она выпускает в мир жизнь, словно стрелу красоты… Поэзия порой рождается из единственного образа, облеченного в слова. Он задевает нас, все замирает, и мы чувствуем, что перед нами открылась дверь, за которой новый смысл и значение. Важно, чтобы дети могли это пережить, ощутить. Я стремилась сделать фильм, который бы не манипулировал ребенком посредством разглагольствований, а помог бы ему совершить свое собственное внутреннее путешествие.

Героиня этого мультфильма, девочка по имени Альмитра, очень живая, шаловливая. Вы озвучиваете ее маму. А какой в детстве были Вы?

Я выросла в маленьком городе Коатцакоалькос, названном в честь божества ацтеков, мифического крылатого змея Кетцалькоатля. Говорят, что этот город стоит на границе империй майя и ацтеков, что в нем родилась Малинче, племянница верховного жреца ацтеков Монтесумы, ставшая возлюбленной Эрнандо Кортеса. Я была очень любознательной девочкой, интересовалась наукой. Мы с Вами говорили о воде, но Вы знаете, что я так же влюблена в космос. Я одной из первых забронировала себе место на корабле для суборбитальных полетов Ричарда Бренсона. Но тут родилась моя дочь.

Это правда, что Вас выгнали из католической школы-интерната, в которой Вы учились?

Да, это было в Луизиане, куда меня отправили в 12 лет. Точнее, меня попросили поехать туда по доброй воле… Новая мать-настоятельница не понимала моего чувства юмора… Я же говорила Вам, что была любознательной. А еще я была шутницей… Обожала вставать посреди ночи и выключать звонки на будильниках одноклассниц. Я была игривой, как говорят англичане.

Почему Вы решили основать благотворительный фонд «Колокол перемен» (Chime for Change), целью которого является обеспечить образование, здоровье и справедливость для всех женщин?

Это все равно, что Вы спросили бы меня: «Почему ты ешь?», «Почему ты спишь?» Да потому что я человек, черт возьми! Когда Вы видите двух дерущихся детей, Вы же пытаетесь выяснить, что случилось, и разнять их, не так ли? И в этом нет ничего необычного! Главный вопрос в другом: почему так не поступают все и каждый? Меня часто спрашивают, не произошло ли чего-то особенного в моей жизни, чтобы понять, почему это я так озаботилась проблемами женщин. А мне всегда хочется ответить: «А что такого произошло в Вашей жизни, что Вас подобные вещи не заботят?»

Вы считаете себя феминисткой?

Нет. Просто для меня неприемлемо то, как в некоторых странах, а кое-где даже на Западе, относятся к женщинам. Иногда как к существам, которые не являются людьми. Но если бы такое происходило в отношении мужчин, я делала бы то же самое. Мужчины также должны присоединиться к этой борьбе, потому что она за все человечество. Они ведь хотят гордиться тем, что они люди, или нет?

Вы упоминали о своем дедушке. А кто из женщин в Вашей семье вдохновлял Вас?

Моя бабушка Мария-Луиза, мама моей мамы. Клянусь Вам, о ней можно целый роман написать. Это чистейшая героиня Габриэля Гарсии Маркеса. Она была жадной до знаний, очень любила читать и намного опережала свое время. Она ходила на занятия по косметологии, изучала свойства трав, учась у индейцев в горах… Она проводила массу опытов по химии с какими-то секретными ингредиентами. Она умерла в 96 лет, и у нее не было ни морщинки…

Вы могли бы сыграть ее роль в кино?

Не знаю… В настоящий момент я увлечена другим женским образом. Я хотела бы сыграть роль этой героини, но пока не могу Вам о ней рассказать…

Может, хоть чуточку?

Она была в свое время очень знаменитой во всем мире, но сегодня о ней почти никто не знает. А я хочу, чтобы ее открыла вся планета… Она сделала невообразимые вещи для женщины той эпохи.

Она была латиноамериканкой?

Да, но больше я Вам ничего не стану рассказывать. Я не хочу, чтобы ее сыграл кто-то другой… Она меня настолько увлекла, что мне кажется, я даже изменила Фриде Кало!

А если мы поклянемся, что никому не расскажем?..

(Она назвала нам имя. Но мы ведь обещали его не разглашать…)

А пока не начались съемки этого фильма, но уже закончилась работа над «Пророком», Вы снялись еще в четырех фильмах: триллере «Эверли» Джо Линча; романтической комедии с Пирсом Броснаном и Джессикой Альбой «Как заниматься любовью по-английски»; фильме на политическую тему об Иране с Эдриеном Броуди «Сентябри в Ширазе» и в фантастической «Сказке сказок» Маттео Гарроне, прославившегося фильмом «Гоморра». Вы пользуетесь очень большой популярностью! Действительно, для меня это особенный год. Я поломала все стереотипы. Знаете, мне всегда говорили: «Ты никогда не будешь работать в кино, мексиканцев там не хотят. К тому же, у тебя акцент… А даже если тебя и будут брать, то очень редко». Но я не отступила и сделала карьеру… После этого мне сказали: «Ладно, ты снимаешься в кино, но после 35 лет это все закончится, потому что ты женщина». И действительно, это могло случиться. Посмотрите, сколько красивых и талантливых девушек пропало без следа. В общем, я решила, что пора думать об отставке, довольствуясь тем, что я уже успела сделать. Но вот, мне 48 лет, у меня по-прежнему акцент, а я снимаюсь в экшне с якудзами, а потом играю иранскую еврейку с Эдриеном Броуди…

Да, спектр Ваших ролей действительно широк…

Вот почему так подавляют все эти разговоры об акценте, возрасте! Например, в том, что касается акцента, для роли этой иранки мне достаточно было поработать с одним из иранских актеров, задействованным в фильме. А возьмите Антонио Бандераса. Его тоже уверяли, что его акцент все испортит. При этом его самым большим хитом стала роль Кота в сапогах в «Шреке», где его талант проявился особенно ярко именно благодаря его тембру и этому акценту!

Да Вы и сами одолжили Ваш акцент для озвучки этого мультфильма.

Да, для Китти Мягкие Лапки… Поэтому болтовня об акценте меня бесит. Американцы думают, что испанский акцент подходит только для ролей служанок или охранников стоянок, а доверять престижные или сильные роли таким актерам нельзя. Да это расизм! Знаете, что мне пришлось услышать после того, как мое фото впервые появилось на обложке модного журнала? «Ого, да они уже домохозяек ставят на обложки?» Но было и кое-что похуже, чего я даже повторять не хочу… А эти истории с возрастом -это же чушь. Посмотрите на Мэрил Стрип! И при этом, клянусь Вам, этот предел существует: 35 лет! Это действительно тяжелый для женщины рубеж, и не только для актрисы. Именно поэтому я о нем и говорю: а я хочу быть не моделью, а напоминанием.

Напоминанием без страха в глазах. Вы даже сыграли роль стриптизерши в фильме Матье Деми «Американо».

О да, напустила на себя важности, когда он мне позвонил, и спросила, какую роль он намерен мне предложить. Он ответил: «Стриптизерши». Я говорю: «Но я слишком стара!» А он отвечает: «Я ее написал для тебя!» Я очень люблю Матье, хорошо дружу с его матерью Аньес Варда. В этом фильме он отобразил те надежды, которые она на него возлагала в Лос-Анджелесе, когда он был маленьким. И думаю, это кино стало гимном жизни и вопросам, которыми задается каждый ребенок. Да, я сыграла роль стриптизерши, и мне было приятно это сделать. А после этого Маттео Гарроне пригласил меня в «Сказку сказок», чтобы я играла европейскую королеву! Я чуть не умерла от восторга. Закончив эту работу, я пела от радости, как зяблик! Я была королевой в великолепных нарядах. Мне никогда такого не предлагали.

Первые трейлеры фильма невероятно красивы. Роскошные костюмы и прекрасная нагота… Все эти странные динозавры, женщина в атласном платье, пожирающая сердце… Смотрится жестоко и утонченно одновременно, смесь хоррора и фэнтези…

«Сказка сказок» буквально ослепит Вас! Маттео сумел снять жестокий и при этом элегантный фильм… Сценарий создавался на основе книги XVII века, вдохновлявшей братьев Гримм на написание их знаменитых сказок. Автора книги, неаполитанца Джамбаттиста Базиле, прозвали «Искаженным Шекспиром». Именно это произведение является первоисточником таких сказок, как «Спящая красавица», «Золушка», «Рапунцель». Там очень сильные сюжеты: наши первобытные страхи, борьба за власть, родственные связи, осмысление красоты… Работать с такими блестящими людьми — истинная роскошь.

А что для Вас лично истинная роскошь?

Время с моей дочерью. Когда она была младше, я возила ее с собой повсюду, и это было для меня дороже всего. Видеть, как она растет, быть рядом… Сейчас ей семь лет, и я уже не могу забирать ее в свой мир. Знаете, быть матерью — это лучшее, чего я достигла в жизни. Это большая ответственность, но и самое дорогое, что у меня есть. И самое радостное. Все женщины это знают. Ребенок наполняет Ваше сердце любовью и мечтами. Благодаря ребенку Вы знаете, что жизнь всегда будет увлекательной, потому что можете наблюдать, как он взрослеет и меняется. К лучшему или к худшему…

Что Вы стремитесь передать дочери?

Столько всего… Я иногда спрашиваю себя: «Как лучше научить ее всему тому, чему я хотела бы ее научить?» Это задачка, которую мне пока еще не удалось решить.