Что связывает известных художников с потребительским образом жизни? Где проходит грань между произведением искусства и рекламным плакатом? Чтобы проследить взаимосвязь современного маркетинга и арта, совершим

На протяжении веков реклама пронизывала все сферы деятельности человека и в результате стала мощным фактором формирования жизненных ценностей общества. Еще в Древнем Риме существовали определенные способы привлечения внимания публики к той или иной продукции: глашатаи на площадях, зазывалы на рынках и перед магазинами. В современном мире реклама заняла более весомую роль, которую прежде играло искусство. А именно манипулирование массовым сознанием в коммерческих целях, создание новых культурных приоритетов и пристрастий. Поэтому неудивительно, что искусство активно использует этот действенный инструмент в своих целях. Многие известные художники — Анри Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха, Эдуард Мане — рисовали плакаты, рекламирующие определенную продукцию.

Не только модернисты и импрессионисты занимались рекламой товаров. Знаменитая банка томатного супа фирмы Campbell — первая ассоциация с художественным направлением поп-арт. Картина Энди Уорхола сделала этот товар невероятно популярным. Но это не единственное рекламное произведение художника. Коллаборацией с Энди Уорхолом началась активная художественная деятельность и сотрудничество с ключевыми фигурами арт-мира алкогольной компании Absolut. В 1985 году художник предложил создать картину специально для бренда. Так появился «портрет» бутылки Absolut в уникальном стиле автора. А сегодня коллекция компании насчитывает более 800 работ известных художников: Энни Лейбовиц, Луизы Буржуа, Роберта Индианы, Дэмьена Херста, Кита Харинга.

Частью рекламного бизнеса стал и эпатажный художник-сюрреалист Сальвадор Дали. Помимо исследований глубинных смыслов, он участвовал в создании обложек для глянцевых журналов, а также плакатов для известных косметических брендов, чулочной фабрики и шоколада. Дали создал знаменитый логотип леденцов Chupa-Chups. А его рекламная кампания для чулочной фабрики Bryans имела такой успех, что производители перестали справляться со спросом на свою продукцию. Реклама — универсальный способ привлечь внимание. Используя художественные образы, она не только убеждает людей приобретать продукцию, но и эффективно пропагандирует искусство с помощью рекламных инструментов. Так, известный французский художник Этьен Лави нашел альтернативное применение рекламным плоскостям. В Париже и Милане в рамках арт-проекта OMG Who Stole My Ads? («О Боже, кто украл мою рекламу?») борды и лайтбоксы были украшены произведениями великих мастеров эпохи Возрождения. Автор не только внедряет классическое искусство в городское пространство, но еще и дает социальный ответ на часто глупые и безвкусные рекламные объявления, заполонившие современные города. Подобная просветительская акция стартовала летом 2014 года в США. В рамках грандиозного арт-проекта Art Everywhere US более 50 тысяч рекламных плоскостей были заполнены репродукциями работ известных американских художников. В проекте, кроме рекламных агентств, участвовали крупные арт-центры: Чикагский институт искусств, Музей искусств округа Лос-Анджелес, Национальная галерея искусств в Вашингтоне и нью-йоркский Музей американского искусства Уитни. Общими усилиями им удалось превратить целую страну в музей. Развитие медиа и массовой культуры побуждает рекламные агентства придумывать и изобретать новые способы подачи, используя необычные материалы и образы. Так, Музей современного искусства в Чикаго, дабы привлечь больше посетителей на новую выставку «Путь лопаты: искусство как археология», придумал интерактивную рекламу. Сам плакат покрыт непроницаемым слоем, который необходимо соскрести, чтобы увидеть информацию о выставке. Таким образом организаторы мероприятия предлагают всем желающим попробовав себя в роли археолога. В мире высокой моды без влияния рекламы и изобразительного искусства тоже не обошлось. Яркий пример такого гармоничного союза — дом Moschino, неоднократно использовавший стилистику поп-арта и рекламную тематику. В 2014 году бренд выпустил коллекцию, поражающую взрывной смесью стиля и юмора. Она также ярко иллюстрировала популярную в последнее время тенденцию в моде — обращение модных домов к своим источникам. Автор коллекции, эпатажный дизайнер Джереми Скотт, удивил всех необычным сочетанием изящных форм с принтами упаковок кукурузных хлопьев, консервированных бобов и печенья. Но больше всего выделялись модели в фирменном стиле «МакДональдс»: сочетание красного и желтых цветов, аксессуары в форме упаковок картошки фри и логотип бренда Moschino, выполненный в виде знаменитой желтой буквы «М». Под влияние поп-арт тенденции попал и Карл Лагерфельд, о чем свидетельствует его весенне-летняя коллекция 2014 для Fendi. Дизайнер представил публике платья и топы, шубы и кожаные куртки, расписанные стилизованным под граффити логотипом бренда или принтами, выполненными в стиле Роя Лихтенштейна.

Реклама как культовое явление XXI века покорила и другие сферы современной культуры: короткометражное кино, дизайн, теле- и радиовещание. Ежегодно по всему миру проходят многочисленные рекламные фестивали. Самый престижный из них -Международный фестиваль «Каннские львы». За время существования фестиваля было создано множество номинаций: печатные издания, рекламные ролики знаменитых брендов, дизайн продукции. А главное событие мероприятия — церемония награждения лучших работ года. Среди победителей не раз оказывались рекламные акции модных домов. На протяжении десятилетий реклама сопровождала человека в его повседневной жизни: на улицах, в газетах и журналах. А с развитием технологий она проникла в телевизоры, планшеты и мобильные телефоны. Это не просто инструмент продажи, а часть художественной культуры, которой посвящены целые отделы и залы в музеях по всему миру. Не зря один из современных философов сказал: «Реклама — величайшее искусство XX века».